Однако назначение шайб очень существенно. Нельзя заменить другим крепежным элементом шайбу, разве что куском тонкого металлического листа. Впрочем, это также будет имитацией шайбы.
Увеличенная, кузовная или плоская шайба?
Din 9021 наиболее применяемая в строительстве шайба.
Исторически за ней было закреплено наименование кузовная, так как разработана и введена в обиход для автостроительной промышленности. Как известно, определенные стальные элементы, которые используются для конструкций авто, относятся к тонколистным. Любое чрезмерное воздействие на материал может повлечь деформацию. Поэтому при соединении элементов использовалась шайба увеличенная. Например, при сборке кузова, откуда и наименование. В настоящее время сварка заменила все возможные болтовые соединения в кузовной сборке, но преимущества усиленного плоского крепежного изделия распространили на применение в других областях.
Конструкция и маркировка плоской шайбы DIN 9021
Если классический плоский метиз, идущий в немецком реестре стандартизации под номером 125, имеет внешний диаметр чуть больше головки болта или применяемой гайки, то усиленная шайба характеризуется увеличенными размерами.
Геометрические характеристики включают в себя внутренний и внешний диаметры, а также толщину изделия. Маркировка производится по метрическому диаметру крепежного изделия, с которым применяется шайба плоская: … М8 … М10 … М12 … По стандарту DIN 9021 размерный ряд варьируется от номинального диаметра резьбы 2,5 мм до 36 мм; по ГОСТу 6958-78 — от 1,0 мм до 48,0 мм.